Эти слова похожи по звучанию и обозначают, как кажется, аналогичные понятия. Однако на самом деле между ореолом и аурой нет ничего общего.
Итак, ореол и аура никак между собой не связаны. Они не только обозначают совершенно разные понятия, но еще обладают разной этимологией.
ОРЕОЛ — СИМВОЛ БОЖЕСТВЕННОЙ СЛАВЫ И ДУХОВНОГО СВЕТА
Слово «ореол» латинского происхождения. Оно было частью выражения aurea соrоnnа, которое обозначало «символический золотой венец». В древности подобные венцы использовали евреи во время проведения различных сельскохозяйственных обрядов в честь празднования богатого урожая. Впрочем, случалось это довольно редко, поскольку еврейский народ не вел оседлый образ жизни, по большей части его представители были не крестьянами, а кочевниками и животноводами, поэтому не будем останавливаться на этом факте. В Древней Греции такие венцы из мирта носили жрецы во время ди- онисий, празднеств, прославляющих вино и хмель. Наконец, всем известно, что первые римские императоры не носили короны, а украшали головы лавровыми венцами, листья которых были покрыты чистейшим золотом. Так, на перекрестке римской и иудейской религий, когда появился Иешуа, ставший позднее Иисусом Христом и, по Евангелию, увенчанный терновым венцом, выражение aurea соronnа, то есть «золотая корона», сократилось до слова аurеа, обозначающего венец из чистого золота. Претерпев некоторые фонетические и, конечно, орфографические изменения слово аurea появилось и в русском языке в уже известной нам форме как «ореол».
У слова «ореол» есть и синонимы, такие как «гало» или «нимб». Все они обозначают изображение золотого сияния вокруг головы Иисуса, Богоматери, святых и ангелов в христианской традиции. Тем не менее понятие нимба, символизирующего божественную славу и духовный свет, то есть самое возвышенное, благородное и чистое, что может быть в душе человека, древние христиане заимствовали из текстов Ветхого Завета, а конкретнее, из книги «Исход». В стихах о Моисее и Аароне (Исх, 16:10, 28:16, 34: 29-35) говорится о нимбе славы, золотой диадеме, золотом сиянии, исходившем от лица Моисея после того, как он увидел горящий куст (неопалимую купину), из которого с ним говорил сам Господь.
Но и до появления христианства, еще в Древней Греции изображали олимпийских богов с ореолом, а точнее, светящимся нимбом, короной света или золотым венцом вокруг головы. Так, на некоторых мозаиках находят подобные изображения Гелиоса, бога Солнца, или Аполлона, в его золотой колеснице, а также Зевса, верховного бога на Олимпе.
Начиная с VI века до н.э. в зарождающейся христианской культуре великой Римской империи всех святых и ангелов систематически изображают с ореолом вокруг головы. Ореол становится обязательным элементом, каноническим правилом, которому должны следовать все иконописцы и живописцы, работающие над святым сюжетом.
АУРА — АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО, ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО МИРА
Этимология слово «аура» до сих пор окончательно не выяснена. Существует мнение, что оно произошло от греческого слова аеr, обозначающего воздух. Затем в латыни появилось заимствованное и производное от аеr слово aura, что значит «ветер», «дуновение», «воздушное течение», «легкое дыхание». Иначе говоря, это слово указывает на все, что как-то связано с воздухом, ветром, атмосферой. Итак, понятие ауры было известно людям с самых древних времен, однако в Европе оно вошло в моду в XIX веке, в период расцвета различных эзотерических кружков. Тогда-то слово «аура» и стало обозначать что- то вроде каймы света, обрамляющей человеческое тело и видимой только избранными. Впрочем, сама идея светящегося гало вокруг человеческого тела была широко известна как до христианизации Европы, так и после. Но в этом случае стоит различать два совершенно разных значения слова «аура».
Аура может обозначать, как уже сказано, своеобразное гало вокруг человеческого тела более или менее яркое и светящееся, заметное только особо восприимчивым к человеческому теплу и вибрациям людям. В этом случае речь идет об эфирном теле, состоящем в свою очередь из четырех различных эфиров. Эфирное тело человека выступает за пределы его плотного тела. Эта выступающая часть и обладает свето носной природой. На протяжении всей жизни эфирное тело служит строителем и реставратором плотного тела.
Кроме того, аура может так же обозначать гало, окружающее все тело человека полностью и имеющее овальную, миндалевидную форму. Гало такой формы называют мандорлой (происходит от итальянского mandorla, производное от amandola, то есть «миндаль»), в итальянский язык это слово пришло от греческого amugdale, «миндалина».
В средневековой Европе Иисуса часто изображали внутри такой мандорлы. Тут мы имеем дело с изображением знаменитого астрального тела. Итак, астральное тело, о котором идет речь в древних текстах, на самом деле имеет овальную, вытянутую по вертикали форму и окружает тело каждого человека.
Анник де Сюзенель в своем сочинении «От древа жизни к строению тела, или символизм человеческого тела» (1974) пишет, что мандорла есть не что иное, как окаймленный миндаль, плод духовного и божественного света. Именно внутри мандорлы изображают третий глаз, освещающий истину. Аура и мандорла составляют единое целое, которое стало символом Божественного света.
© 2013 Студия Гермес.