Зависть — великая сила. Созидающая, если порождена желанием превзойти соперника талантами, или разрушительная, если в ее основе — банальная ненависть к более удачливому.
Белая, черная, разъедающая и даже созидательная… Это все о ней, о зависти. Ей подвержены сильные мира сего и простолюдины, богатые и бедные, мировые звезды и безвестные жители разных континентов. И братья библейского Иосифа, и отвратительная старуха с языком в виде змеи на картине Джотто 1300 года, и герои романа Юрия Олеши о советской эпохе «Зависть» — все они представители неистребимого племени завистников, существующего во все исторические эпохи.
Социологи и психологи едины во мнении: зависть является вневременным универсальным чувством. Она стара, как само человечество, и подобна раковой опухоли, которая сжирает организм изнутри, не подозревая, что погибнет вместе с ним. По словам американского публициста Джозефа Эпштейна, зависть является единственным смертным грехом, который не приносит удовольствия.
Зависть — это смесь чувства неполноценности, враждебности и негодования. Достаточно осознать, что у кого-то есть над тобой неоспоримое преимущество, и тебя начинает поглощать ощущение несправедливости со стороны судьбы.
Психологи Йельского университета установили, что в основе 60% всех разговоров между взрослыми людьми — чувство зависти. Скорее всего, среди детей и подростков процент выше: в этом возрасте особенно престижно быть лучшим из лучших — самым сильным, умным, красивым, удачливым.
Мужская и женская…
Католическими богословами зависть была названа смертным грехом. Число грехов и их градация зависят от оценки религиозных авторитетов в разные исторические эпохи. К примеру, с VI века зависть признана в качестве смертного греха в Католической церкви, уточняет немецкий профессор-теолог Хериберт Нидершлаг.
В перечне десяти заповедей, которые Моисей принес с Синая, зависть стоит десятой. Кстати, десятая заповедь адресована исключительно мужчинам: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Проще говоря,считается, что мужняя жена — часть имущества. Унизительное приравнивание ее к ослу устами Творца женщина запомнила. Она мстит, используя свое испытанное оружие: красоту и интуицию. Но и сама не перестает быть жертвой зависти. Эксперты говорят: современные женщины завидуют модной одежде, новой прическе, элегантным туфлям, цвету лака на ногтях, вниманию мужчин к другим дамам. Главный объект зависти для них — муж, любовник, друг, а потом уже социальный статус, зарплата, дача, машина. Мужчины же чувствительно реагируют на карьерный взлет, престижность марки автомобиля или размер коттеджа.
Зависть, безусловно, претендует на ведущую роль в перечне моральных поражений. Она — праматерь грехов наших.
Из глубины веков до наших дней
Зависть была причиной первого на свете убийства. Старший брат, земледелец Каин, убил младшего, скотовода Авеля, как известно, по причине, связанной с родом занятий. Всевышний предпочел мясо в качестве жертвоприношения. Почему, не очень понятно. Считается, что Творец ни при чем, хотя, как известно из того же Священного Писания, без Его воли не упадет даже волос с головы человека. Так или иначе, но первые криминальные в человеческой истории ситуации — убийство и братоубийство — были спровоцированы завистью.
Библейские истории о зависти многочисленны. Отец Иосифа, Иаков, всегда выделял его среди других своих сыновей от разных жен. Иосиф возгордился и стал рассказывать братьям сон, где «солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне». Число небесных светил обозначало обитателей дома Иакова. Понятно, братьям это понравиться не могло. Было решено разом покончить с ненавистным выскочкой. По чистой случайности они не убили Иосифа, но продали в рабство купцам, направлявшимся в Египет.
Классики и современники
Аристотель одним из первых подчеркнул связь зависти с неравным распределением богатства. Философ Артур Шопенгауэр назвал ее ядовитой жабой, Вильям Шекспир — зеленоглазым монстром. Это чудище заставляет людей совершать социально неприемлемые действия, побуждая вмешиваться правосудие в конфликты, чаще всего бытового характера.
Наличие яркой лопатки у соседского ребенка, который копошится в песочнице; более высокие оценки у признанного отличника в классе; мускулы на торсе товарища, который занимается в секции единоборств; путевка на Сейшельские острова, где вы всю жизнь мечтали побывать… Все может стать поводом для ревнивого отношения: от пакетика вполне доступных любому чипсов до часов Rolex 2012 года за «скромные» 350 тысяч рублей.
На кого обижаемся?
Истоки завистливого отношения — в осознании особенностей, которые имеются у другого и которых у вас нет. И хотелось бы ими обладать, но не тут-то было. Возникает ощущение неполноценности, наступает разочарование, порой охватывает гнев. Человек обижается, по сути, не на счастливчика, а на самого себя. У него нет голоса, как у испанского тенора Пласидо Доминго, и яхты, как у российского олигарха Романа Абрамовича. Нет и никогда не будет.
Но ведь хочется и спеть, и отправиться в круиз… В принципе, петь можно в семейном кругу, а покататься на велосипеде. Мир от этого не станет менее интересным. И окружающие смогут по достоинству оценить наши таланты. Известность тоже будет. Правда, в ином масштабе. Но ведь хочется удивить мир.
Как ей противостоять?
Она — как чума, утверждает Людвиг-Георг Браун, бывший президент Торгово-промышленной палаты Германии. Если зависть — вид недуга, то есть ли противоядие? Конечно. Собственное сердце. Но поскольку природа человека все же несовершенна и черпать доброту попросту неоткуда, надо искать другие средства.
Вот, например, ритуальная практика. Этот опыт подтвержден как древней историей человечества, когда люди стремились утишить зависть богов, неся к жертвенникам первые плоды нового урожая, так и реалиями сегодняшнего дня.
В Олонецком районе России, что в Карелии, местный камень шунгит стал универсальным средством. Шарик из него используют в качестве виагры, пирамидку — как защиту от негативной энергетики, кубик — как гарантию успеха в бизнесе. Роль шунгита в практике фэн-шуй исполняет, к примеру, фигурка лягушки с монеткой во рту. Считается, что так в дом притягивается материальное благополучие.
По сей день в ряде культур практикуются амулеты против дурного глаза — зависти ближайшего родственника и первого встречного. В Туве, к примеру, люди все чаще обращаются к шаманам, ламам и разным бабкам, чтобы избавиться от порчи и сглаза, которые, как они считают, вызваны чьими- то магическими заклинаниями, проклятием или просто злобным взглядом.
Немецкий социолог Гельмут Шёк убежден: зависть можно победить, находясь в группе доброжелательно настроенных людей. Зная ее разрушительный нрав, люди способны противостоять ей, обмениваясь, к примеру, имуществом, теми предметами, которые вызывают зависть.
Однако для умного, инициативного и талантливого человека чужой успех — замечательный повод для активизации собственных усилий. Почему он смог, а я нет? Да я не хуже, а много лучше. Таков ход размышлений очень многих представителей высшего общества. По мнению социолога Зигхарда Некеля, который провел соответствующие исследования, этим объясняются многие успехи в среде национальных элит. Роскошной жизни других не надо завидовать — надо ее создавать самому.
Зависть как повод для созидания, самосовершенствования, оригинальных проектов — самый продуктивный путь. По этой причине международное рекламное агентство Young & Rubicam изобрело слоган:
[important]«Все, что вам нужно для успеха, — зависть».[/important]