Мистика писательских пророчеств

Мистика писательских пророчествЭти люди в своих литературных произведениях когда-то предсказали удивительные вещи. Однако многое из созданного воображением писателей-фантастов сегодня — объективная реальность, существование которой не подвергается сомнению.

«Она всегда пишет на французском языке, в бессознательном состоянии… Написанное ею переводится на русский язык и тщательно редактируется иногда самим автором, иногда близким ею че­ловеком», — так М. Спасовский в своих «Литературных заметках» писал об одной из самых загадочных фигур среди писа­телей-фантастов, предсказавших черты грядущего, медиуме-спиритуалисте Вере Крыжановской-Рочестер.

С начала 80-х годов позапрошлого века Вера Ивановна медитировала на спиритических сеансах и писала исто­рические романы. Уже первые книги Крыжановской наполнены оккультным и фантастическим, содержанием. Писа­тельница-медиум увлеклась теософией Е.П. Блаватской, которая стала ее куми­ром. Идея Елены Петровны «погрузиться в мир прошлого, чтобы постичь будущее» лежит в основе историко-оккультных ро­манов Крыжановской «Фараон Мернефта», «Царица Хатасу», «Сим победиши», «Месть еврея».

Другая серия книг Крыжановской во­шла в «оккультно-космологический цикл». Все свои произведения она писала на французском языке, утверждая, что ее пером водит дух графа Рочестера — ан­глийского поэта Джона Уилмота (1647- 1680 годы).

Основная тема пророчеств Крыжа­новской — вселенская борьба темных и светлых сил, «космизм» человека, тайны времени и материи. Описывая грядущее, она часто использовала реинкарнацию сознания героев.

43300Особенно интересна пенталогия «Маги», рассказывающая о бессмертной касте сверхсуществ, свободно странствующих во времени и пространстве. Тут можно встретить и телепортацию материальных тел, и прогресс отсталых цивилизаций. В итоге магическая раса покидает гибну­щую Землю и на космических кораблях отправляется к новой планете. Там чело­вечество прозябает в первобытном состо­янии, и земляне под руководством магов создают новую цивилизацию.

Конечно, многое в романах Крыжа­новской выглядит наивным, но ее утопии и антиутопии дают повод о многом заду­маться. Е.И. Рерих отмечала: «Наряду с немалой пошлостью, книги эти содержат истинные жемчужины. Несомненно она достойна уважения, ибо книги ее принес­ли свою пользу. Также несомненно, что ее серия “Маги» несравненно талантли­вее и богаче верными сведениями, не­жели произведения многих позднейших романистов на оккультные темы».

За 30 лет творчества В.И. Крыжановская создала более 80 крупных произве­дений, среди которых выделяются утопии «На соседней планете» и «В ином мире». Здесь мы видим странное будущее касто­вых государств, очень напоминающее современные «космические оперы».

Объясняя пророческий дар писательни­цы, многие рассматривали ее как пишу­щего медиума, а Михаил Булгаков даже использовал некоторые сюжетные линии в своем романе «Мастер и Маргарита».

Каким станет Париж?

В апреле 1863 года издатель Пьер — Жюль Этцель нанес чувствительную ду­шевную травму начинающему писателю Жюлю Верну, дебютировавшему своим первым романом «путешествий и при­ключений» «Пять недель на воздушном шаре».

— Это совершенно несуразные прогно­зы на волнах крайнего пессимизма, — возмущался маститый редактор рома­ном «Париж в XX веке». — Я ожидал от вас гораздо большего…

Связанный кабальным контрактом Верн лихорадочно окунулся в работу, не вспоминая о неудачном опыте футури­стических прогнозов.

После смерти писателя в 1905 году его архив неизданных произведений за­терялся у родственников. Прошло без малого столетие, и праправнук великого писателя случайно натолкнулся на не­известную рукопись с инициалами JV — Жюль Верн.

[notice]Е.П. Блаватская: «Ни одна великая истина никогда не была принята apriori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда»[/notice].

Жюль Верн

Жюль Верн

Столетие назад французский писатель считался непререкаемым авторитетом в «моделировании» будущего. Он пред­сказал подводные скафандры, много­винтовые геликоптеры, автоматическое оружие, электротранспорт, гигантские субмарины, телевизоры, видеофоны и многое другое.

Подобную прозорливость можно oбъяснить лишь широким кругозором и об­разованностью. Романист ежедневно просматривал множество научных и на­учно-популярных изданий, разыскивая са­мые невероятные изобретения и откры­тия. Тем не менее, встречаются у Жюля Верна и пионерские инновации. Это разрушение материалов электрическими разрядами, гидравлические и пневма­тические усилители рулей, ударопрочное стекло и хирургические трансплантации. Поразительно, но в каютах знаменитого «Наутилуса» встречаются газоразрядные светильники, которые лишь через 30 лет после написания романа создал великий изобретатель Никола Тесла. Еще более загадочны аппараты химической регене­рации воздуха в «космическом снаряде» и сверхпроводящее состояние вещества, ставшее через несколько лет самым не­ожиданным открытием века.

Со временем все привык­ли к проницательности фан­таста, но феноменальные прогнозы из «Парижа в XX веке» снова окутали творче­ство Верна мистическим ту­маном.

Захватывающие прорицания

 Герои романа Жюля Верна передвигаются по Парижу конца 60-х годов прошлого века на экипажах, «работа­ющих по принципу расшире­ния воздуха за счет сгорания газа», и электрических поездах метро. Гигантские уличные «электрические кан­делябры» подсвечивают многометровую рекламу на многоэтажных зданиях из стекла и металла. На почтах работают ксероксы: «машина снимает копии пи­сем, и 500 служащих непрерывно от­правляют их по адресам», а также факсы: «фотографический аппарат, который по­зволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящим­ся на расстоянии в 5 тысяч лье». Теле­фонные линии связывают все крупные и мелкие города, и, «чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считан­ные секунды». Встречается даже некото­рый прообраз архаичного компьютера.

А над городом возвышается колоссаль­ная ажурная башня, которую в реально­сти спроектирует и построит Гюстав Эй­фель только через полстолетия…

Атомная бомба Уэллса

Столетие назад вышел один из самых удивительных романов великого писате­ля и мечтателя Герберта Уэллса — анти­утопия «Освобожденный мир». В ней опи­сана ужасная война середины XX века с использованием «атомных бомб непре­рывного действия».

И тут надо вспомнить еще одно заме­чательное произведение Уэллса — «Пер­вые люди на Луне», — вышедшее в 1901 году. В заключительной части романа два главных героя — Бедфорд и Кейвор — по­сле путешествия на Луну, где Кейвор ста­новится пленником похожих на муравьев селенитов, устанавливают межпланет­ную радиосвязь.

Выдающийся изобретатель Никола Тесла как раз в это время вел патентные войны с итальянским предпринимате­лем Гульельмо Маркони. К тому же на него обрушились звонки, письма и теле­граммы от заинтригованных читателей, просивших рассказать о межпланетной радиосвязи. Считая, что око­лонаучная общественность будет в очередной раз вве­дена в глубокое заблужде­ние, Тесла написал мистеру Уэллсу обширное послание, в котором подробно обри­совал положение с приори­тетами и реальным вкладом в открытие радио- и теле­управляемых систем его па­тентов.

Вскоре Тесла получил от­вет от великого романиста, полный извинений за допу­щенные смысловые ошиб­ки, к сожалению (и это Тесла прекрасно понимал с самого начала), писатель не мог изменить текст, продав права на рукопись одному известному издательству, получив гонорар и уже полностью истратив его(образчик чисто английского юмора). В знак примире­ния он просил проконсультировать его по «атомным вопросам» для его следую­щего фантастического романа.

Изобретатель с учтивостью принял из­винения великого романиста и пореко­мендовал для первичного знакомства с предметом ознакомиться с замечатель­ной популяризацией мистера Содди «Ра­дий и его разгадка».

Так у писателя родилась идея, что сре­ди искусственно созданных человеком радиоактивных изотопов некоторые будут обладать огромной взрывной силой. Когда Уэллс поделился своими мыслями с Теслой, тот направил писателю вы­мышленное патентное описание «атом­ной бомбы непрерывного действия».

Кроме необычных технических под­робностей, временами действительно напоминающих содержание некоего фантастического патента, идеи велико­го изобретателя оставили еще один след в романе. Тут надо вспомнить, что еще в самом начале XX века Тесла выдви­нул поразительную технократическую доктрину «принуждения к миру». Соглас­но идеям изобретателя, любая страна могла бы направить потоки энергии на враждебные армии, что создавало свое­образный «баланс мирных намерений». У Уэллса подобные мысли звучат очень похоже и намного, чуть ли не на полсто­летия, опережают свое время: «перма­нентный атомный заряд» должен быть ключевым элементом в «тактике перма­нентного сдерживания мировых войн в границах паритета атомных бомб».

Так чем же являются удивительные прозрения писателей, странным обра­зом описывающих детали далекого бу­дущего? Если отбросить мистику, то на помощь может прийти… современная физика. В современной научной карти­не мира он «воплощен» в каждый мо­мент от рождения в Большом взрыве до смерти в Большом хлопке или разрыве. Ну, а раз будущее существует, то из него в прошлое могут попадать какие-то ин­формационные посылки. Вот только про­читать их могут далеко не все, а «настро­енные на волну» писатели-фантасты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)